Система не дает сбоя?
Андрей Елясов
Арбитражный управляющий
ФНС России сегодня представляет интересы государства в каждом деле о банкротстве
Сегодня очередной раз готовлю протокол собрания кредиторов, по итогу которого единственный участник - уполномоченный орган, он же - Федеральная налоговая система - принял решение не принимать мой отчет к сведению. Много раз я пытался выяснить у представителей налоговой службы, за что именно они голосуют, не принимая отчет управляющего к сведению. Много раз я объяснял, что "принять к сведению" - это не страшно, исходя из буквального толкования, не означает, что голосующий "за" участник автоматически согласился со всем, что описано в отчете или утвердил его. "Принять к сведению" означает "послушать", при желании - "запомнить". Если участник не принимает к сведению отчет, значит, он его не читал, а выступление управляющего об итогах просто прослушал, думал в момент выступления управляющего о чем-то другом ... В очень немногих случаях мне удалось убедить налоговика в правоте своих доводов, но чаще - вопрос повисал в воздухе, в ответ было только одно - "нам так сказали делать".

"Нам так сказали делать" - это означает отсутствие собственных мыслей, отсутствие инициативы, личной ответственности за результат и т.д.

Еще один пример невозможности двигаться, видоизменяться в налоговой службе показал мой спор с инспекцией о необходимости по итогу процедуры предоставлять ликвидационный баланс. В то время, как арбитражный суд ни задал ни одного вопроса, фискалы надели форму прокурора, начали блюсти соблюдение всякого закона, заняли оборонительную позицию, настаивая: производство по делу не может быть завершено, пока в деле не будет ликвидационного баланса должника.

На этом месте важно остановиться. Хочу, чтобы вы понимали: ликвидационный баланс предприятия на этапе завершения процедуры составить можно за 2 мин. - имущества нет, а все обязательства считаются прекращенными. Дело в другом. С учетом позиции налоговиков в деле, их уверенности в своей правоте [спойлер - они не правы], видимо, никто до меня не рассказал им, что обязанность о передаче в суд баланса отменена еще ... в 2002 году. А это значит, в сообществе устоялось мнение, что лучше отдать все, что хотят фискалы, не тратить на них время ... так сказать "чем бы дитя не тешилось ..." Но своей пассивностью мы "этому ребенку" оказываем медвежью услугу, ведь это дитё не развивается, не учится, не совершенствуется, опаздывает за изменениями закона ...

Ниже привожу целиком свои пояснения на отзыв уполномоченного органа, что в итоге были услышаны - арбитражный суд завершил дело без составления от меня ликвидационного баланса.
12.08.2019 управляющий получил от уполномоченного органа письменные пояснения по делу №1906/23560 от 12.08.2019 об обязанности конкурсного управляющего составить по итогу процедуры ликвидационного баланса, желает ниже указать свое мнение в отношении прочитанного.

Так,

уполномоченный орган ссылается на пункт 6 статьи 61 ГК РФ, согласно которому общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Данная норма позволяет уполномоченному органу считать, что коль скоро ликвидационный баланс используется при процедуре добровольной ликвидации, он должен быть использован и при проведении конкурсного производства.

Это не так.

Важно понимать, ликвидационный баланс – на самом деле, это производный документ от промежуточного ликвидационного баланса, т.е. одного не бывает без другого. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс после утверждения предоставляется в регистрирующий орган. Никакой промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган управляющим не предоставлялся, но данное «правонарушение» оставлено уполномоченным органом без внимания.

К слову, даже если бы управляющий захотел передать кому-либо никому не ненужный промежуточный ликвидационный баланс, у него возникли бы существенные препятствия на этом пути. Согласно указанной выше норме промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Первые не принимали решение о ликвидации предприятия, было бы странным требовать от них подобных действий, тем более они существенно поражены в своих корпоративных правах согласно Закону о банкротстве. Соответственно, единственный, кто может утвердить промежуточный ликвидационный баланс с учетом общих правил о ликвидации предприятия, является арбитражный суд, принявший решение о признании предприятия банкротом. Ваш покорный слуга ни разу не встречал практику утверждения промежуточного ликвидационного баланса арбитражным судом для передачи его в регистрирующий орган.

К слову, ликвидационный баланс до передачи в регистрирующий орган, так же должен быть утвержден либо участниками предприятия, либо органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ). В ходе телефонного разговора с участником должника управляющий получил отказ в утверждении каких-либо документов при наличии возбужденного производства о банкротстве предприятия. С учетом позиции уполномоченного органа управляющий должен обратиться в суд с заявлением о понуждении собственника? – нет, управляющий считает данную меру излишней.

Почему уполномоченный орган сосредоточил свое внимание исключительно на ликвидационном балансе (забыл про промежуточный ликвидационный баланс)?

Скорее всего, уполномоченный орган никак не может перестроиться на работу по новому Закону о банкротстве, на минуточку, принятому еще в 2002 г, где ликвидационный баланс исключен из списка обязательных документов, передаваемых наряду с отчетом управляющего по итогу процедуры (статья 147 Закона о банкротстве).

К слову, законодатель исключил ликвидационный баланс из списка обязательных документов точно не по ошибке – данный документ, а равно и уже упомянутый промежуточный ликвидационный баланс сохранил свое место для банкротства кредитных организаций (статья 189.98 Закона о банкротстве).

Наконец,

в качестве дополнительного аргумента в защиту позиции уполномоченный орган приводит пункт 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц от 08.08.2001 №129-ФЗ, согласно которому, действительно, ликвидационный баланс поименован в качестве обязательного документа для государственной регистрации при ликвидации предприятия.

Но тут же (в пункте 2 той же статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц от 08.08.2001 №129-ФЗ) уполномоченный орган «не замечает», что законодатель отдельно выделил случай государственной регистрации при ликвидации предприятия, признанного банкротом, – в этом случае пакет требуемых документов для государственной регистрации уже иной, ликвидационный баланс предприятия уже не требуется.

Made on
Tilda